О налогах Украины
Четверг, 18.04.2024, 14:23
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Переход на квартальный отчетный период по НДСРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Журнал Nalog.ucoz.ua [8]
Бесплатный электронный еженедельник Nalog.ucoz.ua. Актуальные новости, обзоры законодательства, статьи о налогах, финансах, экономике и хозяйственном праве Украины еженедельно, каждый вторник в формате rss
Новости сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Переход на квартальный отчетный период по НДС

В середине 2011 года я столкнулся с ситуацией, в которой ГНИ отказалась принять мою декларацию по НДС за июль месяц. В качестве обоснования отказа в приеме декларации ГНИ использовала ссылку на Указ Президента №727 «Про упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998. По их мнению, упрощенцы, уплачивающие единый налог по ставке 6% и являющиеся плательщиками НДС, должны подавать декларацию по НДС именно в квартальный отчетный период, что прямо вытекает из норм вышеуказанного акта. Такое положение дел не устроило сразу по нескольким причинам. Во-первых, как я уже писал выше, отказ в приеме декларации я получил в середине года – то есть седьмой декларации по НДС в 2011 году. Во-вторых, мною не подавалось заявление о переходе на квартальный отчетный (налоговый) период. Потому мне пришлось проанализировать данную ситуацию по двум направлениям – практика таких переходов и соответствие такого перехода требованиям действующего законодательства Украины.

К сожалению, собственной практики в этом вопросе у меня небыло. Пришлось обратиться к испробованному средству – форум, постоянным участником которого я являюсь, является достаточно оживленным местом обсуждения подобных тем, и никакого труда узнать, чем заканчиваются подобные переводы, для меня не составило.

Мне стало известно, что такие переводы плательщиков являются обычным делом и волна за волной (в одну из которых и попал мой клиент), упрощенцев-шестипроцентников переводят на квартальный отчетный период по НДС. В большинстве случаев процедура достаточно безболезненная – просто в определенный момент плательщику сообщают, что с текущего месяца (квартала) у него меняется отчетный период, не принимая при этом налогвоую декларацию за календарный месяц. И хотя в некоторых случаях ГНИ требуют, чтобы плательщик отозвал свои предыдущие декларации (поданные за прошлые месяцы текущего года) и подал квартальные декларации с начала года с начислением штрафов за несвоевременную подачу картальных деклараций, по большей части штрафными санкциями такие переходы не сопровождаются. К слову, не встречал пока процедуру отзыва деклараций по НДС в действующем налоговом законодательстве Украины, поэтому позиция на случай подобных необоснованных требований уже была заготовлена.

Как видно – тишь, гладь да Божья благодать. Если бы не один ньюанс – такие действия вообще никак не увязываются с нормами Налогового Кодекса Украины, которые я анализировал параллельно разговорам с коллегами на форуме. В результате этого анализа я пришел к следующим выводам Согласно пункта 202.1 Налогового Кодекса Украины отчетным (налоговым) периодом есть один календарный месяц, а в случаях, особенно определенных этим Кодексам, календарный квартал с учетом некоторых особенностей, никак не относящихся к рассматриваему вопросу. Особенно определенным Кодексом случаем следует считатьнорму пункта 202.2. Согласно этой нормы лица, имеющие право на применение нулевой ставки по налогу на прибыль, имеют право в период с 01.04.2011 по 01.01.2016 принять решение о переходе на квартальный отчетный период и подать в орган ГНС вместе с декларацией по НДС за последний налоговый период года заявление о таком переходе.

Рассматривая же 727 Указ Президента Украины я пришел к еще более интересным выводам. Так, согласно 9 абзаца статьи 4 этого акта по результатам хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период (квартал) субъекты малого предпринимательства-юридические лица подают в орган ГНС до 20го числа месяца, который наступает за отчетным (налоговым) периодом, рассчеты про оплату единого налога, акцизного сбора и, в случае избрания ими единого налога по ставке 6%, рассчет про оплату налога на добавленную стоимость, а также платежные поручения на оплату единого налога за отчетный период с отметкой банка про зачисление средств». Именно из этой нормы, по мнению ГНС, следует, что упрощенцы-плательщики НДС должны отчитываться по НДС в квартальный отчетный период.

В рассматриваемой норме речь идет не о налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а о рассчете про оплату налога на добавленную стоимость. Этот отчет на сегодня не подается, т.к. его подача не предусмотрена Налоговым Кодексом Украины, а форма не утверждена ГНАУ. Что отнюдь не отождествляет его с декларацией. Одновременно с этим необходимость подачи налоговой декларации по НДС предусмотрена пунктом 203.1 статьи 203 НКУ, согласно которой налоговая декларация подается за базовый отчетный (налоговый) период, который равен календарному месяцу, напротяжение 20 календарных дней, которые наступают за последним календарным днем отчетного (налогового) периода. Таким образом, эти нормы говорят о разных отчетах, что не позволяет трактовать норму 727 Указа так, как это делается сотрудниками ГНС. Кроме того, указание подраздела 8 раздела 20 НКУ о том, что налогообложение субъектов малого предпринимательства используется Указ Президента Украины №727 врядли можно считать случаем, особенно особенно определенным Налоговым Кодексом Украины, в котором отчетным периодом по НДС является календарный квартал, т.к. случай этот определен не НКУ, а самим Указом, который, в свою очередь, НКУ не отменяет, а не делает своей частью. К тому же никаких заявлений о переходе мною не подавалось.

Итак, я встретился с проблемой – с одной стороны практика говорит, что ничего угрожающего в таком переходе нет, с другой – законодательством такой переход фактически не предусмотрен. А так как судебной практики в реалиях моего конкретного перехода (с учетом НКУ) на этот момент еще не существовало, мне оставалось только одно – воспользоваться статьей 52 Налогового Кодекса Украины, дающей мне право получить индивидуальную налоговую консультацию.

Текст запроса на консультацию приведу на языке оригинала: «На підставі пункту 52.3 статті 41 Податкового Кодексу України просимо надати податкову консультацію у пиьмовій формі про таке: Згідно з абзацем 9 статті 4 Указу Президента України «Про спрощесу систему оподаткування, обліку та звітності суб`єктів малого підприємництва» від 3 липня 1998 року №727 із змінами та доповненнями: «За результатами господарської діяльності за звітний (податковий) період (квартал) суб`єкти малого підприємництва-юридичні особи подають до органу державної податкової служби до 20 числа місяця, що наступає за звітним (податковим) періодом, розрахунки про сплату єдиного податку, акцизного збору і, в разі обрання ними податку за ставкою 6 відсотків, розрахунок про сплату податку на додану вартість, а також платіжні доручення на сплату єдиного податку за звітний період з позначкою банку про зарахування коштів.» Чи є дана або інша норма вищезгаданого Указу Президента України, або норма Податкового Кодексу України достатньою для переводу суб`єкта малого підприємництва – юридичної особи, а саме – ТОВ «А», на квартальний звітний (податковий) період без подання таким суб`єктом малого підприємництва-юридичною особою заяви про вибір квартального податкового періоду разом з декларацією за наслідками останнього податкового періоду календарного року, з 01.07.2011 з урахуванням наступного: 1. У період з 01.01.2011 по 30.06.2011 ТОВ «А» звітувало до ДПІ у місячний звітний (податковий) період. 2. Нормою абзацу 9 статті 4 Указу Президента «Про спрощену систему оподаткування, обліку та звітності суб`єктів малого підприємництва» від 3 липня 1998 року №727 із змінами та доповненнями передбачено подання до 20 числа місяця, що наступає за звітним (податковим) періодом, розрахунок про сплату на додану вартість, а не податкової декларації з податку на додану вартість 3. Статтею 202 Податкового Кодексу України передбачено, що звітним (податковим) періодом є один календарний місяць, а у випадках, особливо визначених цим Кодексом, календарний квартал.»

Конечно, запросом на консультацию я отнюдь не ставил себе за цель сделать так, чтобы мне запретили переход на квартальный налоговый период. Да это, скорее всего, было уже невозможно, т.к. я использую электронную подачу отчетности в ГНИ и позиция моей НИ была изложена ими еще в первой квитанции к декларации за 7й месяц 2011 года. Однако мне хотелось получить консультацию в виде ответа на вопрос, максимально соответствующий моей ситуации. Не могу сказать, что я ошибся.

Ответ был таким (также на языке оригинала):

«Державна податкова інспекція розглянула Ваш запит від 23.08.11 №23/1-1 в межах своєї компетенції та повідомляє наступне. Згідно із п. 202.1 ст. 202 р. 5 Податкового кодексу України від 2 грудня 2010 року №2755-VI (далі ПКУ) звітним (податковим) періодом э один календарний місяць, а у випадках, особливо визначених цим Кодексом, календарний квартал. П. 202.2 ст. 202 р. V ПКУ платники податку, якы відповідно до п.п. «б» п. 154.6 ст. 154 ПКУ мають право на застосування нульової ставки податку на прибуток, на період з 1 квітня 2011 року до 1 січня 2016 року можуть вибрати квартальний податковий період. Заява про вибір квартального податкового періоду подається податковому органу разом з декларацією за наслідками останнього податкового періоду календарного року. При цьому квартальний податковий період починає застосовуватися з першого податкового періоду наступного календарного року. При цьому, відповідно до підрозділу 8 р. 20 ПКУ з 1 січня 2011 року до внесення змін до р. 14 ПКУ в частині оподаткування суб`єктів малого підприємництва застосовуються Указ Президента України від 3 липня 1998 року №727 «Про спрощену систему оподаткування, обліку та звітності суб`єктів малого підприємництва» (з наступними змінами) (далі-Указ), але з урахуванням особливостей, визначених цим підрозділом. Усім платникам єдиного податку, у тому числі й тим, які одночасно є платниками ПДВ, Указом встановлено квартальний період подання звітності, у тому числі і з ПДВ. Таким чином, юридична особа, яка є платником єдиного податку за ставкою 6% та платником ПДВ, повинна звітувати з ПДВ щаквартально до моменту переходу на загальну систему оподаткування. При цьому заява про застосування податкового періоду, що дорівнює календарному кварталу, нею не подається. З моменту переходу на загальну систему оподаткування юридична особа повинна щомісячно подавати податкову декларацію з ПДВ, починаючи з місяця, з якого право застосування спеціального режиму оподаткування втрачено…».

Далее – всякая никому нинужная ерунда о преимуществах подачи отчетности в єлектронной форме. На первый взгляд, в ответе ГНИ столько же воды, сколько и в моем запросе. Заключение же консультации описано в третьем и втором снизу предложениях: «Таким чином, юридична особа, яка є платником єдиного податку за ставкою 6% та платником ПДВ, повинна звітувати з ПДВ щаквартально до моменту переходу на загальну систему оподаткування. При цьому заява про застосування податкового періоду, що дорівнює календарному кварталу, нею не подається.»

Такое заключение вызывает достаточно противоречивые чувства. С одной стороны, ГНИ (все еще неизвестно как) приходит к заключению, что подача квартальной отчетности упрощенцами-плательщиками НДС является обязанностью такого плательщика. Т.е. не правом, которым можно воспользоваться или не воспользоваться, а именно обязанностью. Ведь в консультации нет ни слова о процедуре перехода на квартальный налоговый отчетный период – плательщики просто должны пользоваться им по умолчанию исходя из норм Указа. Это наталкивает на мысль о том, что каждый упрощенец, который отчитывается по НДС в месячный налоговый период, может быть оштрафован за неподачу квартальных деклараций.

Причем не с начала этого года, а с вступлением в силу данной нормы Указа, ведь он регламентировал налогообложение упрощенцев и до вступления в силу НКУ. Конечно, такое заключение неверно. Не вдаваясь в глубокий анализ возможности наложения админштрафов в этом случае, просто обратим внимание на тот факт, что реально эти штрафные санкции не накладываются (во всяком случае, до момента отзыва месячных деклараций по НДС). И, как ни крути, админсанкции накладываются судом, который (при нормальных обстоятельствах) не станет накладывать санкции за неподачу рассчета про оплату налога на добавленную стоимость, по крайней мере когда декларации по НДС были поданы.

С другой стороны, данная консультация лично в моей практике дала мне возможность больше не возвращаться к этому конкретному вопросу на этом конкретном предприятии на основании п. 53.1 НКУ, согласно которого не может быть привлечен к ответственности плательщик налогов, который действовал соответственно налоговой консультации, предоставленной ему в письменной или электронной форме. Бухгалтерские услуги в Днепропетровске

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Новости Сайта
Друзья сайта
Яндекс.Метрика
Бесплатный хостинг uCoz