О налогах Украины
Пятница, 19.04.2024, 19:08
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Непризнание налоговых деклараций таковымиРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Журнал Nalog.ucoz.ua [8]
Бесплатный электронный еженедельник Nalog.ucoz.ua. Актуальные новости, обзоры законодательства, статьи о налогах, финансах, экономике и хозяйственном праве Украины еженедельно, каждый вторник в формате rss
Новости сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Немного о наболевшем. В последнее время все чаще и чаще ГНИ непризнают налоговые декларации плательщиков таковыми, присваивая им статус «К сведению». Зачем? В свое время в ГНИ стала общепринятой практика контроля налоговых нагрузок (т.е. отношения налогового обязательства по декларации по налогу на прибыль к валовому доходу от реализации товаров, работ или услуг для определения налоговой нагрузки по налогу на прибыль и начисленного по декларации НДС к уплате в бюджет к базе налогообложения по НДС для операций, которые облагаются НДС по ставке 20%). Никакой законодательной обоснованности для такого контроля (в частности до принятия органом налоговой службы декларации) нет, однако на практике это выглядит примерно так – перед подачей налоговой декларации отделом по приемке отчетности ГНИ необходимо подписать подаваемую декларацию у инспектора. В случае, если налоговая нагрузка по декларации не соответствует минимально представляемой себе налоговой инспекцией налоговой нагрузке по данному виду налога (для НДС это обычно 0,5% от значения колонки А строки 1, для декларации по налогу на прибыль – 0,3% от значения строки 01.1 декларации по налогу на прибыль предприятий, хотя могут быть и другие), уже на этапе подачи декларации начинаются проблемы – чаще всего вас просто отправляют к начальнику одного из отделов ГНИ, реже – начинают угрожать проверками и т.д.. Все-же, такие проблемы можно решить несколькими способами – для более «бойких» бухгалтеров и директоров не составит труда «объяснить» в налоговой, что отказать в приеме налоговой декларации на основании несоответствия в ней каких-то там нагрузок представлениям о жизни ГНИ работники ГНИ не могут. Для таких бухгалтеров, которые не подходят под определение «бойкие», всегда есть возможность подачи налоговой декларации по почте с соблюдением крайних сроков для подачи декларации по почте. Кроме того, уже сегодня большинством предприятий Украины используется электронная форма подачи налоговой отчетности по средством интернет – тут инспектору и вовсе говорить нескем, разве только на собственный монитор кричать, запретить подать декларацию или потребовать ее подписи в таком случае ни инспектор, ни кто другой не сможет. И вот мы справились с проблемой подачи декларации в ГНИ, когда в декларации нехватате налоговой нагрузки. Но… мы справились с проблемой подачи, а вот ГНИ нашли способ справиться с проблемой, которую для них создали мы – с декларацией без интересующей их налоговой нагрузки. И такой способ – присвоение декларации статуса «К сведению» .

Что же это все-таки такое – «К сведению» ? Налоговый инспектор имеет обязанность (а не право!) принимать налоговые декларации согласно п.п. 4.1.2 Закона №2181. Любые предусловия для такого принятия расцениваются как превышение служебных полномочий лицом, выдвигающим эти предусловия, что так-же предусмотрено вышеупомянутой статьей закона. Именно исходя из этой нормы любой «бойкий» бухгалтер может легко отстоять свое мнение при подаче налоговой декларации. П.п. 4.1.7 ЗУ №2181 плательщику дано право предоставлять налоговые декларации в контролирующие органы по почте, но с некоторыми ограничениями – письмо должно отправляться не позднее чем за 10 дней до граничного срока подачи декларации и обязательно с уведомлением о вручении такого письма. Эти нормы гарантируют плательщикам, что в итоге декларации все-же будут приняты налоговым органом. Но приняты – не означает признаны.

ГНАУ своим приказом №827 от 31.12.08 утвердила способы подачи налоговых деклараций и требований к ним. Согласно п.4 этих рекомендаций налоговая отчетность должна подаваться в ограны налоговой службы: на бумажном носителе (лично), на бумажном носителе (по почте), на электронном носителе с добавлением бумажного носителя (лично), через интернет в электронной форме с использованием цифровой подписи. Требования, установленные п.п. 4.3 рекомендаций: отчетность должна предоставляться по формам установленного образца, который действует на момент подачи отчетности, со всеми обязательными приложениями; отчетность должна быть полностью заполнена; документы отчетности должны быть заполнены чернилом, пастой шариковых ручек, при помощи печатных машинок, принтеров, средств механизации или другим способом, обеспечивающим сохранение записей напротядение уставленного срока хранения отчетности; без подчисток, помарок, малозаметных исправлений; подписаны соответствующими должостными лицами и скреплены печатью плательщика налогов. Согласно п.п. 4.5 рекомендаций основанием для непризнания декларации могут быть: отсутствие подписей ответственных лиц; отсутствие на отчете печати; отсутствие обязательных реквизитов; отсутствие обязательных приложений; невозможность прочитать текст или цифры в результате повреждения документа; наличие порванных листов, подчисток, помарок, исправлений, дописок; подачи ксерокопий отчетных документов; нарушение общих требований оформления налоговой отчетности. В этих случаях работник отдела ведения и защиты налоговой отчетности обязан в усной форме предупредить представителя плательщика налогов о выявленных ошибках в отчете и последствиях принятия такой отчетности органом ГНИ, а так-же предложить предоставить новую, надлежащим образом оформленную отчетность. И все-же обязанность инспектора в принятии отчета не снимается, и в случае, если плательщик настаивает на принятии налоговой отчетности, такая отчетность принимается, но на экземпляре, который остается у плательщика, ставится штамп "ОТРИМАНО, попереджено про можливість невизнання". Плательщику налогов в трехдневный срок после принятия отчетности (но не позднее следующего дня за граничным сроком предоставления такого отчета) органом налоговой службы, в который была подана декларация, должно быть выслано уведомление о непризнании налоговой декларации таковой, содержащее причину непризнания и предложение предоставить новую декларацию, надлежащим образом оформленную. Такая декларация в базе данных адресата отчетности только регистрируется без внесения показателей декларации и получает статус «К сведению».

Итак, из вышеизложенного ясно, что налоговая декларация в статусе «К сведению» фактически является непринятой со всеми вытекающими отсюда последствиями. А какие последствия из этого вытекают? Первым последствием является то, что если до граничного срока подачи декларации, которая была поставлена «К сведению» плательщик не успевает подать другую, надлежащим образом оформленную, к нему будут применены штрафные санкции на основании 17.1.1 ЗУ №2181 в размере 10 необлагаемых минимумов (170 грн.).

Но так ли уж сильна позиция ГНАУ в этом вопросе? На самом же деле позиция ГНАУ далеко не так нерушима, как им хотелось бы думать. И причин тому две. Первое – ГНИ решили совместить несовместимое, ведь если описать такую ситуацию доступным человеческим языком, то получится примерно следующая позиция ГНИ (а возможно и ГНАУ) – «Вы не хотите выбрасывать валовые расходы и налоговый кредит ради святой цели – выполния налоговой нагрузки и уплаты в бюджет фактически уже не налога на прибыль и НДС, рассчитанных согласно соответствующих Законов, а как фиксированный процент от оборота по каждому виду налогов (причем фиксированный только в нижней своей части, ведь если в налоговом периоде обязательство плательщика выше нагрузки, никто не предлагает ему уменьшить сумму уплаты в бюджет до суммы, расчитанной по нагрузке) – так мы ваши декларации просто не будем принимать на основании помарок в них.» А что, если ошибок в декларации нет, и нагрузки нет? Как-то нехороше получается – приходится ГНИ отказывать в принятии отчетности, а уж потом «находить» (а чаще создавать) ошибки в таких отчетах. А это не слишком уж твердая позиция… Во-вторых, составляя методические рекомендации ГНАУ допустила ряд «неточностей» (или просто решила взять на себя роль законодателя). Для обнаружения этих неточностей нужно не более чем сравнить рекомендации ГНАУ, утвержденные Приказом №827 от 31.12.08 с ЗУ №2181, на основании которого налоговые органы должны осуществлять приемку отчетности, так-же накладывать штрафные санкции и признавать либо не признавать налоговые декларации таковыми.

П.п. 4.1.2 ЗУ №2181 продиктован исчерпывающий список оснований для непризнания налоговых деклараций таковыми – если в ней не указаны обязательные реквизиты; если такая декларация не подписана ответственными лицами; если такая декларация не скреплена печатью предприятия. Никаких других причин для не признания декларации налоговым органом в ЗУ №2181 не прописано. В то же время список этих причин в приказе №827 от 31.12.08 «обрастает» новыми - невозможность прочитать текст или цифры в результате повреждения документа; наличие порванных листов, подчисток, помарок, исправлений, дописок; подачи ксерокопий отчетных документов; нарушение общих требований оформления налоговой отчетности. Все эти «приросшие» причины не дают работникам ГНИ права непризнать налоговую декларацию, с чем, к счастью, обычно соглашаются суды Украины. Поэтому плательщик имеет полное право обжаловать подобные решения налоговых органов в установленном порядке, если, конечно, непризнание налоговой декларации небыло обоснованным.

Подитожим. Непризнать налоговую декларацию и присвоить ей статус «К сведению» налоговый орган вправе (согласно ЗУ №2181), только если в ней не стоят подписи ответственных лиц, печать предприятия, не заполнены обязательные реквизиты (согласно п.п. 4.4 приказа №827 от 31.12.08) – тип документа; отчетный период; название плательщика налогов; код ЕГРПОУ; ИНН плательщика; местонахождения плательщика; название ОГНС, в который подается отчет; дата подачи отчета или дата заполнения – в зависимости от формы отчета; для отчетов, в которых эти реквизиты предусмотрены – отчетный период, за который исправляются ошибки; инициалы, фамилии, ИНН ответственных лиц; КВЭД; КОАТУУ; номер свидетельства плательщика НДС.

Дмитрий Нестеров, 26.05.2010

Скачать законодательную подборку по статье

Бухгалтерские услуги, обслуживание

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Новости Сайта
Друзья сайта
Яндекс.Метрика
Бесплатный хостинг uCoz